Униформа Конфедерации. Основы. Часть 1.

Автор оригинальной статьи Fred Adolphus, 2014

 

Многие годы я собирал информацию об истоках происхождения и типовых характеристиках униформы Конфедерации, и в итоге решил обобщить эту информацию в краткой статье. Многие сезонные любители Конфедерации посчитают статью упрощенной, но по большому количеству вопросов касательно этих строк я полагаю, что статья будет полезна как начинающим, так и продвинутым униформологистам.

Происхождение униформы Конфедерации имеет разные истоки. Основной цвет для мундира, серый, произошел от стандартного цвета униформы милиции штатов, кадетский серый (cadet gray), который в свою очередь ранее возник от повседневной униформы серого цвета. В 1812 серый цвет униформы был выбран, чтобы выделять подразделения «независимых штатов» в отличие от подразделений «национального правительства» в темно-синей униформе. Данная связь кадетского серого цвета и независимостью штатов послужила причиной выбора Югом этого цвета  для униформы своей армии. Это был голубовато серый цвет светлых тонов, не темнее небесно-голубого цвета, широко употребляемого в американской армии. Но американский кадетский серый не стал «конфедеративным» серым. Было слишком тяжело на Юге производить униформу данного цвета в больших масштабах из-за отсутствия мануфактурных мощностей и ограниченности ресурсов, таких как быстрые красители и закрепители. Вместо этого стандартный для британской армии цвет, темный серо-голубой (dark blue gray), стал конфедеративным серым благодаря доступности, даже, несмотря на блокаду. Темный серо-голубой цвет кирзы все же рассматривался как кадетский серый (или просто серый). Современники называли ее «конфедеративная серая» кирза, «сукно английской армии», «серое сукно» или любые комбинации этих терминов, чтобы выделить ее среди тканей местного производства и чтобы отличить от других оттенков серого. Таким образом, униформа Конфедерации быстро приобрела британские корни в добавлении к своему американскому прошлому.

Рис1

Рис1. 22ой  регулярный пехотный полк США в битве при Чиппева, солдаты которого одеты в милицейскую униформу серого цвета вместо фрачных мундиров синего цвета, обычно используемых регулярной армией. По этой причине британцы ошибочно приняли их за милицию и недооценили их огневую мощь.

Рис2

Рис.2 Мундир полковника Элмера Элсворта яркий пример мундира довоенного образца, используемого милиционными подразделениями штатов, а также пример того, какого светлого оттенка был кадетский серый цвет.  Собственность Военного Музея Штата Нью-Йорк.

Рис3

Рис.3 Жакет Джорджа Вилсона, 1ый полк артиллерии Мэриленда, КША. Он носил этот жакет в конце войны. Темный оттенок сильно контрастирует с цветом довоенных мундиров. Жакет Джорджа Вилсона произведен из импортируемой серо-голубой кирзы и является типичным для армии Конфедерации. Собственность Смитсоновского Института.

Униформа Конфедерации также имеет и французские корни. Они проявились в уставном головном уборе, который можно описать формально как кепи, имеющее покрой егерского головного убора, но с низкой утопленной тульей. Современники редко использовали термин «кепи», вместо этого называя уставной головной убор просто cap (в простонародье шапка, а для официальных названий головного убора будем использовать слово фуражка, ибо слово кепка для середины 19 века неприемлемо, прим. переводчика). Однако слово «кепи» укоренилось после войны, и этот головной убор стал символическим предметом униформы Конфедерации. Официальный двубортный мундир (frock coat) имел в себе черты мундира французской армии и туники австрийской армии тех времен. Причиной этому могла послужить  дань Франции за ее неоценимую военную помощь Югу в годы войны, а также тот факт, что униформу разрабатывал прусский дизайнер Никола Маршалл, который внес черты австрийской туники в мундир Конфедерации. Фактически Маршалл скопировал и дизайн, и цвет туники австрийских снайперов, которая была серой с зеленой отделкой. Британский подполковник Джеймс Фримантл отметил это во время своего пребывания в Конфедерации: «Большинство офицеров были одеты в изящную и годную униформу – голубовато-серый мундир цветом походил на форму австрийских егерей». Конфедеративная туника должна была иметь такую же длину, как и французская и австрийская туники, но господствующая мода диктовала длину мундира до колена. Поэтому, несмотря на уставные положения, конфедеративный мундир почти всегда имел большую длину. В связи с нехваткой контрпогон для офицеров был разработан сутаж, который по французскому стилю нашивался на рукава и кепи. Офицерские знаки различия, которые располагались на воротнике, точно повторяли австрийские знаки различия, в то время как шевроны для сержантского состава остались такими же, как и в армии США.

Рис4

Рис.4 Фрагмент картины Шарля Арман-Дюмареска Битва при Бапоме. Эта картина, изображающая французских солдат во время франко-прусской войны, хорошо отражает сходство французской униформы и униформы Конфедерации. Кепи, двубортный мундир, сутаж на рукавах и головных уборах – все это послужило моделью для униформы Конфедерации.

Рис5

Рис.5 Артиллерийский расчет во время франко-прусской войны 1870 одет в мундиры и кепи, которые послужили моделью для униформы армии Конфедерации.

Рис6

Рис.6 На генерал-майоре Конфедерации Камиле де Полиньяке кепи французского образца.

Рис7

Рис.7 Официальное положение по униформе Конфедерации от 1861 года описывает головной убор «похожий по форме с тем, что называется французским кепи». Слово «кепи» крепко связано с Конфедерацией в наши дни. Во время войны это слово редко использовали, предпочитая называть головной убор шапкой. Изображение из коллекции Кирка Лайонза.

Рис8

Рис.8 Вирджинские милиционеры на казни Джона Брауна в декабре 1859г. Примерно с этого времени кепи французского образца становится уставным головным убором для частей американской милиции. Фронтальная часть околыша данного варианта, по сути, похожа на шако М1851. Фото собственность Вирджинского Исторического Общества, Ричмонд, Вирджиния.

Рис9

Рис.9 Ллойд Уолтер Сюрнор, Рота А, 16 Техасский пехотный полк. На нем, несмотря на конец войны, уставная фуражка образца 1861 года. Несмотря на тот факт, что положение 1862 года регламентирует темно-синий околыш и тулью приборного цвета родов войск, Конфедеративные депо продолжали выпускать более простые фуражки М1861 в течение всей войны. Фуражка М1861 имела околыш приборного цвета и тулью серого цвета. Фото собственность Музея Конфедерации, Ричмонд, Вирджиния.

Рис10Рис.10 Официальный мундир армии Конфедерации скопирован с униформы снайперов (егерей) Австрийской армии. Немецкое влияние не удивительно, так как разрабатывал униформу Конфедерации прусский художник и иммигрант, Никола Маршалл. Изображение из коллекции Кирка Лайонза.

Рис11

Рис.11 Эрцгерцог Австрийский, Райнер фон Остеррайх, одет в стандартную австрийскую двубортную тунику серо-голубого цвета со звездами на воротнике. Литография Эдуарда Кайзера 1860г. Офицеры Конфедерации повсеместно игнорировали положения по униформе, которые регламентировали короткую тунику, и носили мундир, длина которого была чуть выше колена. Офицерские знаки различия в армии Конфедерации также скопированы со знаков различия австрийской армии, располагаемых на воротнике.

Рис12

Рис.12 Никола Маршал взял за основу для мундира Конфедерации тунику австрийских егерей. Изображение датировано 1852 годом. Рисунок А. Strassgschwandtner.

Рис13

Рис.13 Маршалл также использовал и цветовую схему егерской туники, серая с зеленой выпушкой (воротник, обшлага и отделка). Он заменил зеленый цвет егерей на цвета родов войск, принятых в американской армии. Униформа Маршала была слишком искусной и дорогой в производстве, и Квартирмейстерский Департамент упростил униформу до жакета и штанов серого цвета.

Две черты униформы Конфедерации, на которых сказалось американское влияние, это приборные цвета родов войск и голубые штаны. Конфедеративные уставные положения регламентировали голубой цвет для форменных штанов, возможно, предполагая тот же оттенок, небесно-голубой (sky blue), который имели форменные штаны в армии США. Но возникшие трудности из-за нехватки материалов привели к тому, что штаны чаще всего были изготовлены из материала того же цвета, что и туника. Квартирмейстерские депо, тем не менее, производили небольшое количество голубых штанов в тех случаях, когда появлялся доступ к импортному голубому сукну. Импортное голубое сукно отличалось от американского небесно-голубого сукна, примерно также как импортный кадетский серый отличался от довоенного. Конфедерация импортировала сукно, цвет которого называли «light French blue«(светлая парижская лазурь). Этот цвет был темнее и контрастнее небесно-голубого, который был у Янки. В любом случае, некоторые полководцы Конфедерации отметили тот факт, что конфедеративный серо-голубой жакет в сочетании с голубыми штанами слишком напоминает униформу янки, и таким образом сбивает с толку на поле боя, и попросили квартирмейстеров более не поставлять голубое сукно.

Рис14

Рис.14 Маршал последовал американским традициям, когда выбирал приборные цвета родов войск: красный – артиллерия; желтый – кавалерия; голубой – пехота. Он также перенес из «Старой Армии» шевроны для сержантского состава. Изображение из коллекции Кирка Лайонза.

Рис15

Рис.15 Следующие два изображения показывают контраст между конфедеративным цветом «светлая парижская лазурь» и федеральным небесно-голубым. Конфедераты не пытались повторить небесно-голубой Янки, вместо этого они заказывали светлую парижскую лазурь из Европы (такую как на этом рисунке). Этот цвет имел более темный и насыщенный оттенок. Образец ткани принадлежит Чарльзу Чайлдсу, County Cloth.

Рис16

Рис.16 Федеральный небесно-голубой на этом рисунке светлее Конфедеративного голубого и имеет более приглушенный тон. Образец ткани принадлежит Чарльзу Чайлдсу, County Cloth.

Рис17

Рис.17 Эти штаны цвета светлой парижской лазури производства Ричмондского Депо принадлежали Генри Редвуду из 3го Вирджинского подразделения войск местной самообороны. Внешняя поверхность штанов сильно выцвела в начале двадцатого века от угольной сажи и другого рода загрязнений, но внутренняя часть осталась достаточно чистой, чтобы показать отличие импортного конфедеративного голубого. Собственность Музея Конфедерации, Ричмонд, Вирджиния.

Рис18

Рис.18 Другой вид штанов Генри Редвуда показывающий чистый цвет у вскрытого шва. Яркий оттенок этого голубого идентичен тому, который поколение автора статьи называло «электрик» (electric blue) в 70х – 80х. Собственность Музея Конфедерации, Ричмонд, Вирджиния.

Рис19

Рис.19 Эти федеральные штаны, захваченные Томасом Бруком, 3я Рота Гаубичной Артиллерии Ричмонда, показывают приглушенный оттенок голубого, который использовали на Севере. Собственность Музея Конфедерации, Ричмонд, Вирджиния.

Рис20

Рис.20 Здесь для сравнения показано различие цветов импортируемого Конфедерацией голубого сукна.  Жилет Френсиса Гулдинга слева (сделан из жакета Тейта) имеет голубую отделку относительно темного оттенка, этот чистый голубой цвет называется royal blue. Отделка мундира лейтенанта Джона Шэттера  справа имеет цвет светлой парижской лазури. Автор статьи нашел применение сукна цвета royal blue только на униформе производства Питера Тейта. Он также отмечает, что конфедеративные штаны и выпушка на мундирах чаще всего производились из сукна цвета светлой парижской лазури. Предметы из Военного Антиквариата Ричарда Ферри.

Рис22

Рис.21 Рядовой Джозеф Мейфилд, 4ый Техасский кавалерийский полк, одет в жакет цвета cadet gray (кадетский серый) и голубые штаны. Оба предмета униформы произведены Хьюстонским депо примерно 1 января 1864 года, сукно для них было импортировано в Техас в 1863 году.  Собственность Южного Методистского Университета, коллекция  Лоуренса Т. Джонса III.

Разработанная уставная униформа, состоящая из двубортной туники кадетского серого цвета, голубых штанов и цветного кепи, была проблематична в изготовлении с самого начала. Юг не имел большого количества цветного сукна для производства такой комплексной униформы, и не было квартирмейстеров, склонных к расточительству ресурсов на производство двубортных туник. Департамент Квартирмейстерской Службы Конфедерации опубликовал отредактированный набор положений по униформе фактически за месяц до того, как появилось официальное положение по униформе Конфедерации. В отредактированном варианте униформа сильно упрощалась. Двубортная туника для рядового и сержантского состава (на которую требовалось 14 больших пуговиц и 4 маленьких на обшлагах) заменялась однобортным жакетом, на который необходимо было всего 7  больших пуговиц и меньше чем две трети сукна. Кадетский серый, голубой и разные цвета отделки (красный, желтый, голубой и темно-синий) были заменены на один базовый цвет униформы – серый. У департамента было довольно свободное определение покроя и цвета жакета, что давало возможность для импровизации, в зависимости от того, какое сукно есть в наличии у местных интендантов на данный момент. Таким образом, американская практичность повлияла на униформу, оказав преимущество над уставными положениями: короткий жакет и штаны одного цвета, серого или любого другого доступного цвета, из экономичного материала. Мягкая, фетровая широкополая шляпа была практичным  завершением этой униформы сверху – еще одно американское влияние, которое также является символом униформы Конфедерации, как по статистике, так и на деле.

Рис23

Рис.22 На следующих трех рисунках изображены жакеты Ричмондского Депо в типичных цветовых исполнениях. Этот жакет имеет уставной кадетский серый цвет (из импортной серо-голубой кирзы), без цветной отделки, полностью удовлетворяет положениям по униформе. Собственность Национального Военного Парка в Геттисберге.

Рис24

Рис.23 Этот жакет, похожий на продукцию Ричмондского депо, пошит частным портным из сатинета стального серого цвета (steel gray). Стальной серый это еще один основной цвет, который местные красильщики пытались получить для материалов, используемых Конфедерацией для производства униформы. Собственность Исторического Центра в Атланте, коллекция Джорджа Рея, Атланта, Джорджия.

Рис25

Рис.24  Авраам Адлер, рота Е, 21ый пехотный полк Миссисипи, был одет в этот Ричмондский жакет в битве при Чикамуге. Хотя жакет и выцвел до песочного, но его ореховый оттенок вполне мог удовлетворять конфедеративных квартирмейстеров в качестве уставного цвета для униформы. Собственность Музея Штата Луизиана, Новый Орлеан, Луизиана.

Конфедеративный жакет очень часто называют shell jacket” (короткий жакет, куртка), этот термин имеет морское происхождение.  Такие короткие жакеты были универсальной одеждой матросов, и название произошло от британского термина shell back, что являлось прозвищем британских матросов (Сейчас этот термин обозначает опытного моряка или «морского волка» . Официально, матрос получает это неформальное звание  после того, как впервые пересекает линию экватора и участвует в связанной с этим фактом церемонии, прим. переводчика). Другой термин, который используют по отношению к конфедеративному жакету, это roundabout, произошел от  названия  повседневного жакета начала 19 века. Этот жакет производили укороченным вокруг линии талии  в отличие от уставного фрачного мундира с фалдами.  В одном конфедеративные жакеты придерживались постоянства, это воротник – стойка и широкие рукава. Многие из сохранившихся жакетов имеют особый цвет, известный сейчас как butternut(ореховый), который стал символическим для Конфедерации.

Рис26

Рис.25 Типичное для конфедеративного жакета название “shell jacket”произошло от прозвища британских матросов “shell back” (дословно можно перевести как «накидка на спину» или «обдергайка»), которое в дополнение описывает классическую матросскую куртку. Изображение взято с  www.wheathamstead.net

Рис27

Рис.26 Этот рисунок показывает спину английского моряка. Изображение взято с www.St.-George-Squadron.com

Рис28

Рис.27 Это фото запечатлело для потомков классический британский морской “bluejacket” (синий жакет), прежде чем он вышел из употребления. Фото взято с www.godfreydykes.info Униформа Королевских военных моряков 1815-1919гг.

Рис29

Рис.28 Другое распространенное название конфедеративного жакета было “roundabout”. Этот термин произошел от названия повседневного жакета начала 19 века, который стали выпускать в связи с нехваткой фрачных мундиров, он был без фалд, укорочен по линии талии.  По иронии судьбы эти ранние раундабауты были серыми, также как и конфедеративные жакеты во время Гражданской войны. Рисунок Дона Трояни.

Рис30

Рис.29 Ореховый (butternut) жакет Уильяма А. Бранча, Рота G, 57-ой пехотный полк Северной Каролины. Типичный для Конфедерации по покрою и цвету “shell jacket” или “roundabout”. Собственность Исторического музея Северной Каролины, Роли, Северная Каролина.

To Be Continued

В следующей части мы узнаем кто такой “butternut”, какого он на самом деле цвета, и многое многое другое.

Tom Harp специально для www.blueandgray.ru

2 thoughts on “Униформа Конфедерации. Основы. Часть 1.

Добавить комментарий